Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Многостороннее развитие детей – важный вклад в будущее нации. Чем глубже и разнообразнее будет обучение, тем больше возможностей для самореализации будет у ребенка в будущем.
Внеклассная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решать проблемы их воспитания и социализации. Музыкальная деятельность относится к художественно-эстетическому направлению.
Внеклассные мероприятия охватывают весь контингент учащихся начальных классов, формируют общее пространство общения и взаимодействия, встраиваются в определенную систему целостного развивающего образования.
Внеклассная музыкальная работа дает учащимся возможность глубоко погрузиться в то, что их привлекает. Учитель, взаимодействуя с заинтересованными учениками, имеет возможность больше вовлекать их в музыку, формировать самостоятельность и творческую активность. Культурные поездки в театры, музеи, концертные залы, выставки; концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы; кружки искусств: хоровые, вокальные, игры на детских музыкальных инструментах, клубы любителей музыки, музыкальные и театральные студии – все эти формы внеклассной музыкальной деятельности способны и должны проводиться будущими учителями начальных классов.
Современной школе требуются специалисты, которые наряду с деятельностью учителя на уроке музыки способны решать задачи эстетического воспитания школьников в различных формах внеклассной работы.
Особую роль в этом процессе может сыграть внеурочная деятельность, одним из направлений которой является общекультурное развитие ребёнка. Будучи нацеленным на формирование у школьников ценностных ориентаций, интеллектуальных и творческих способностей, а также основ их нравственной, эстетической культуры, это направление деятельности неизбежно должно включать в себя знакомство детей с явлениями мировой и отечественной музыкальной культуры, практическое овладение ими способами и формами музыкальной деятельности. Этому как раз и служат музыкальные занятия, реализуемые во внеурочное время. Являясь прямым продолжением уроков музыки, такие занятия имеют своей целью расширение музыкального кругозора детей, углубление получаемых ими музыкальных знаний, совершенствование исполнительских навыков и умений.
Однако на практике подобная преемственность нередко оборачивается своей негативной стороной: внеурочные музыкальные занятия мало чем отличаются от традиционных уроков, а особенности их организации остаются весьма неопределёнными. Исходя из этого и была выбрана тема настоящей курсовой работы – «Организация музыкальных занятий с младшими школьниками во внеурочное время».
Объект исследования: музыкальные занятия, реализуемые в рамках внеурочной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: особенности организации музыкальных занятий с младшими школьниками во внеурочное время.
Цель исследования: определить особенности организации музыкальных занятий с младшими школьниками во внеурочное время.
Задачи исследования:
1) составить представление о сущности понятия «внеурочная деятельность», направлениях и формах этой деятельности в начальной школе;
2) выявить возможные методические подходы к организации музыкальных занятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности в начальной школе.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников по теме исследования.
РАЗДЕЛ 1 ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ
В работах ученых выделяется несколько определений внеурочной деятельности.
Внеклассная деятельность понимается сегодня в основном как мероприятия, организуемые с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях [2].
Внеклассные мероприятия являются частью деятельности учащихся в школе. Это самостоятельная работа школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятиях в библиотеке. Эта деятельность, организованная и направляемая учителями, является важным средством обучения школьников.
В федеральном государственном образовательном стандарте внеклассные мероприятия учащихся - это мероприятия, основанные на переменной составляющей базового (образовательного) образовательного плана, организуемые участниками образовательного процесса, отличающиеся от обычной системы образования: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, дискуссии, Квна, общества научные школы, Олимпиады, конкурсы, научные исследования и исследования и т. Д.; внеклассные занятия студентов, которые позволяют им полностью соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Внеклассная деятельность школьников совмещает в себе всю деятельность школьников (кроме учебной деятельности на уроках), в рамках которой возможно и целесообразно решать вопросы их воспитания и социализации.
В педагогической литературе, согласно новой программе общеобразовательных учреждений РФ, организация внеклассных мероприятий является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, выделяемое на внеклассные мероприятия, используется по просьбе учащихся и в других формах, помимо обычной системы образования.
Методисты выделяют виды внеклассной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательную, ценностно-ориентированную, социальную, эстетическую, досуговую деятельность. Понятно, что все они тесно связаны с образовательным процессом, содержанием обучения и образования в школе и служат достижению определенных образовательных и воспитательных целей.
Когнитивная деятельность направлена на развитие когнитивных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т. Д. Она организуется в форме внеклассной работы, такой как экскурсии, Олимпийские игры, конкурсы, лекции, книжные недели и т. Д. [17].
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1.Агеева И.Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2019. – 236 с.
2.Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: Просвещение, 2018. – 336 с.
3.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2021. – 152 с.
4.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. № 4. – С. 18 – 22.
5.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?. – М.: АРКТИ, 2018. – 279 с.
6.Вазлеев, В. А. Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (128). — С. 280-282.
7.Гатауллина В. Д., Соколова Н. В. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности // Филология и культура. - 2020. - № 1 (35). - С. 271-275.
8.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2021. – 96 c.
9.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2019. – 233 c.
10.Гродзенская Н. Л. Слушание музыки в начальной школе. – М.: Знание, 2020. – 268 с.
11. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки. – М.: Смысл, 2018. – 264 с.
12.Кулиева, Е. А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 363-365.
13. Программы внеурочной деятельности: Начальное и основное образование. / Под ред. В.А. Горского.– М.: Просвещение, 2020. – 111 с.
14. Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности: Начальное и основное образование.– М.: Просвещение, 2018. – 112 с.
15.Фархутдинова С. Г., Вишневская К.А. Педагогические методы и условия формирования «музыкального вкуса» младших школьников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 6(63). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 59- 63.
16.Черноиваненко М.Н. Проблема формирования музыкального вкуса в теории музыкального воспитания школьников. – Свердловск: 2020. – 202 с.
17. Юрьева Г.С. Внеурочные музыкальные мероприятия: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2016. – 38 с.